Rambler's Top100
Структуралист (на главную)  
 

УДК 004.823

С.В. Акимов

НАУЧНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОРТАЛЫ, КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И КАНАЛЫ ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫХ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

(оригинал: Акимов С.В. Научные информационные порталы, как средство интеграции научно-технических знаний и каналы внутридисциплинарных и междисциплинарных коммуникаций // Сборник докладов III Международной научно-практической конференции / Днепропетровск: УГХТУ-ИТМ, 2005. С. 3-6.)

Научные информационные порталы, наряду с более традиционными средами представления информации, являются важными информационными каналами, обеспечивающими как внудридисциплинарные, так и междисциплинарные коммуникации.

При создании научных информационных порталов должны учитываться особенности представления знаний в Сети. Они не должны подменять издания на традиционных носителях информации, дублировать их, а призваны дополнять их, используя новые возможности, появившиеся с развитием информационных технологий, ведущих к единому информационному пространству.

Научный информационный портал должен представлять собой информационное ядро дисциплины, которую он представляет, а, следовательно, помимо ссылок на сайты, посвященные данной тематике, должен содержать и другую базовую информацию.

Примером портала, представляющим ядро научной дисциплины и имеющего фреймовую архитектуру, о которой пойдет речь ниже, является проект «Structuralist» [1], посвященный проблемам автоматизации структурно-параметрического синтеза [2–4].

Научный информационный портал должен иметь фреймовую архитектуру, являясь сетью фреймов, представляющую научную дисциплину, и содержать следующие основные разделы (рисунок): энциклопедический словарь; индекс; материалы; программное обеспечение; библиографический каталог; каталог интернет-ресурсов; сообщества.

Ядром научного информационного портала должен стать «Энциклопедический словарь», выполняющий структурообразующую функцию сайта. Структура статьи словаря следующая: понятие; синонимы данного понятия (если таковые имеются); определение понятия; ссылки на материалы сайта, посвященные рассматриваемому понятию; ссылки на ключевые интернет-ресурсы (опционально); список библиографических источников; ссылки на подразделы раздела «каталог интернет-ресурсов»; ссылки на связанные понятия.

Логическая структура научного информационного портала

Рисунок. Логическая структура научного информационного портала

При создании научного информационного портала целесообразно использовать 3-полосный дизайн. Такой дизайн целесообразно выбрать по нескольким причинам. Во-первых, в левой полосе можно поместить навигацию, основные пункты которой будут всегда доступными посетителю сайта. Правую полосу можно использовать для размещения какой-либо вспомогательной информации. В центральной, основной полосе, будет размещен основной контент сайта: тексты статей разделов «Материалы», «Энциклопедический словарь», «Каталог ссылок» и т.д. Кроме того, 3-полосный дизайн не позволит сделать поле, куда будет помещен основной текст, слишком широким, что затруднило бы чтение.

Каждая страница портала помимо панели главной навигации должна содержать панель вспомогательной навигации, расположенную внизу страницы, в которой дублируются некоторые пункты главной. Кроме того, там же должна быть установлена ссылка «наверх», возвращающая пользователя к началу страницы.

Проект «Structuralist» посвящен конкретной дисциплине, а именно автоматизации структурно-параметрического синтеза, и призван стать ее информационным ядром. Другим типом порталов являются общенаучные информационные порталы. Рассмотрим наиболее крупные из них.

Проект «Инженерное образование» [5] является научным информационным порталом, имеющим одну из наиболее удачных архитектур, в которой учитываются особенности среды Интернет. Ядром сайта является каталог ресурсов, во многом выполняющий функции раздела «Энциклопедический словарь», предложенной архитектуры. Кроме того, на сайте имеется «Журнал», во многом аналогичный разделу «Материалы», а также «Методический кабинет», в котором собраны ссылки на интернет-ресурсы, которые сгруппированы по следующим основным категориям: образовательные стандарты; учебные планы; учебные программы; адреса вузов; адреса УМО; материально-техническое обеспечение; литература; новости.

Помимо вышеперечисленного на сайте имеется «Личный кабинет» и организована система конференций.

Заслуживает внимание федеральный портал «Российское образование» [6]. Он включает в себя огромный каталог сайтов. Организована система поиска. Имеется глоссарий, охватывающий все аспекты образовательного процесса: от начального до академического. Недостатком является то, что глоссарий является всего лишь глоссарием и в нем отсутствуют перекрестные ссылки на другие понятия и на связанные полнотекстовые ресурсы. Кроме того, на сайте представлены многочисленные нормативные документы. Имеется возможность создания собственной страницы.

Портал «Российское образование» входит в «Систему федеральных образовательных порталов», объединяющую крупные порталы, так или иначе связанные с проблемами образования, среди которых «Российский общеобразовательный портал» [7], «Дополнительное образование» [8], «Естественнонаучный образовательный портал» [9], «Социально-гуманитарное и политологическое образование» [10], «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» [11], вышеупомянутый проект «Инженерное образование» [5], и ряд других информационных порталов.

Информационный интернет-канал «Наука и инновации» [12] является оригинальным научно-информационным порталом. На сайте имеется база данных научных руководителей и молодых исследователей, являющаяся важным коммуникационным каналом. Также представлены статьи, информация о конкурсах и грантах, система форумов.

Научные информационные порталы являются важными коммуникационными каналами. Тем не менее, при их создании необходимо учитывать особенности среды, позволяющей создать единое информационное пространство.

Научный информационный портал должен стать ядром представляемой им дисциплины или объединить уже существующие порталы в единое целое. Предложенная архитектура научного информационного портала максимально учитывает особенности представления знаний в Интернете. Порталы с подобной архитектурой будут способствовать более интенсивному использованию научных интернет-порталов в качестве каналов как внутридисциплинарных, так и междисциплинарных коммуникаций, без которых невозможно обеспечить интеграцию научно-технических знаний.

Источники

  1. Сайт проекта «Structuralist» http://www.structuralist.narod.ru
  2. Акимов С.В. Мультиагентная модель автоматизации структурно-параметрического синтеза // Системы управления и информационные технологии, 2005, № 3 (20). С. 45-48.
  3. Акимов С.В. Архитектура распределенной системы структурно-параметрического синтеза // Международная НТК "Единое информационное пространство '2004": сб. докл. / Днепропетровск, 2004, С. 21-24.
  4. Акимов С.В. Четырехуровневая интегративная модель для автоматизации структурно-параметрического синтеза // Труды учебных заведений связи / СПбГУТ. СПб, 2004. № 171. С. 165-173.
  5. Сайт федерального портала «Инженерное образование» http://www.techno.edu.ru:8001/
  6. Сайт проекта «Российское образование» http://www.edu.ru/
  7. Сайт проекта «Дополнительное образование детей» http://www.vidod.edu.ru/
  8. Сайт проекта «Российский общеобразовательный портал» http://www.school.edu.ru/
  9. Сайт проекта «Естественнонаучный образовательный портал» http://www.en.edu.ru/
  10. Сайт проекта «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/
  11. Сайт проекта «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru/
  12. Сайт информационного интернет канала «Наука и инновации» http://www.rsci.ru/

Кто Вы?
Исследователь
Специалист
Управленец
Преподаватель
Студент
Аспирант
Другое
Результаты голосования

©Structuralist 2005-2006
structuralist@narod.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Hosted by uCoz